Высокие темпы развития, повышенный уровень конкуренции и высокие риски – отличительные особенности развития финансового сектора. Банки, страховые компании и другие финансовые организации в настоящее время в условиях нестабильной экономической ситуации подвержены повышенным рискам.
Не выявленные случаи мошенничества и не целевого использования средств, не возвращенные в срок кредиты способны нанести серьезные финансовые потери. Высокая конкуренция вынуждает банки и другие финансовые компании применять более эффективные методики оценки заемщиков, проводить исследования и сегментацию своей клиентской базы, использовать аналитическую информацию для выработки и принятия решений.
Типичные задачи управления рисками в финансовых организациях:
- обнаружение и предотвращение мошеннической деятельности;
- оценка кредитоспособности заемщиков (кредитный скоринг);
- выявление незаконных «грязных» транзакций, связанных с «отмыванием» денег;
- приведение своей деятельности в соответствие положениям Базельского соглашения-II.
Основные задачи управления финансами банка:
- прогнозирование финансовых показателей;
- анализ финансовой отчетности;
- анализ и прогноз остатков денежных средств на счетах клиентов;
- анализ прибыльности инвестиционных проектов;
- управление рентабельностью и др.
Задачи управления клиентской базой и маркетингом:
- прогнозирование поведения клиентской базы (поведенческий скоринг);
- сегментирование клиентской базы;
- привлечение и уменьшение оттока клиентов;
- повышение доходности клиентов;
- увеличение отдачи от рекламных компаний.
Успешное решение выше обозначенных задач невозможно без использования статистических методов. Практическое применение статистических методов позволяет финансовым организациям повышать свою прибыльность и капитализацию, эффективно управлять рисками и формировать лояльную клиентскую базу.