Факторный анализ (factor analysis) – многомерный статистический метод, применяемый для изучения взаимосвязей между значениями количественных переменных. Основная идея факторного анализа заключается в том, что имеющиеся зависимости между большим числом исходных наблюдаемых переменных определяются существованием гораздо меньшего числа скрытых или латентных переменных, называемых факторами.
Главными целями факторного анализа являются: сокращение числа переменных и определения структуры взаимосвязей между переменными. Поэтому факторный анализ используется или как метод сокращения данных или как метод классификации. Факторный анализ позволяет исследователю описать объект измерения с одной стороны всесторонне, учитывая множество исходных тесно взаимосвязанных между собой переменных, а с другой стороны компактно с помощью небольшого числа переменных.
Проведение факторного анализа предполагает обладанием базисом статистических знаний: методами описательного анализа данных, методов проверки статистических гипотез, знакомство с корреляционным и регрессионным анализом.
Факторный анализ впервые возник и применялся для измерений в психологии, но в настоящее время широко используется для решения практических задач не только в психологии, но и в социологии, политологии, экономике, медицине, маркетинге, химии и других областях.
Методы факторного анализа доступны во всех профессиональных статистических пакетах обработки данных: SPSS, SAS, R, Statistica и др.
Вам может быть интересно ...
Онлайн курс "Многомерные методы классификации в IBM SPSS Statistics"