Click here to print.

Многомерное шкалирование

Многомерное шкалирование (multidimensional scaling) – это класс многомерных статистических методов анализа, при которых исследуемые объекты наблюдений, характеризуемые множеством признаков, размещаются в пространстве низкой размерности на основе многомерных мер близости между объектами. Обычно это двух или реже трехмерное пространство. Часто  используемый пример для иллюстрации многомерного шкалирования – восстановление карты городов на основе имеющейся информации о расстояний между городами.

Идеи метода многомерного шкалирования очень тесно связаны с методами кластерного и факторного анализа. Задача многомерного шкалирования  –  изобразить изначально многомерную выборку данных в виде двухмерного или трехмерного графика – карты сходства.

Для решения этой задачи необходимо оценить по множеству признаков меры близости между объектами наблюдений.  Методы многомерного шкалирования вычисляют новые переменные на основе имеющихся расстояний между объектами наблюдения.

В отличие от факторного анализа метод многомерного шкалирования не накладывает никаких ограничений на исходные данные. В факторном анализе выборка данных должна подчиняться многомерному нормальному закону распределения, а зависимости быть линейными. Методы многомерного шкалирования можно применить к любым типам расстояний и мерам сходства между объектами, а не на основе матрицы корреляций как в факторном анализе. Факторный анализ проводиться только по переменным, измеренным в количественной шкале. Многомерное шкалирование может проводиться по переменным любого типа измерения.

Областями применения многомерного шкалирования являются:

Многомерное шкалирование позволяет представить  восприятия и предпочтения респондентов в пространстве с помощью наглядного изображения. Воспринимаемые  взаимосвязи между объектами наблюдений представляют в виде геометрических связей между точками в многомерном пространстве.