Медицина и биология
В медицине и биологии статистические методы используются в планировании и обработки данных клинических исследований и научных экспериментов. Современные фармакологические исследования нельзя провести без привлечения статистических методов.
С помощью математической статистики в медицине доказывается предположение об эффективности лекарственных препаратов и методик лечения. Неправильно спроектированный план исследования и неправильный выбор методов для анализа и обработки результатов могут перечеркнуть всю продолжительную и кропотливую работу по сбору медицинских данных. Поэтому ученым в области медицины необходимо разбираться в медико-биологической статистике и владеть современными пакетами для обработки данных.
Типичные задачи в медицине, решаемые с помощью статистических методов:
- хранение и управление данными медицинских карт, результатов анализов и проб, данных о пациентах и проч.;
- диагностика заболеваний;
- планирование медицинских исследований;
- формирование выборки пациентов для исследований;
- подготовка данных клинических испытаний и исследований для обработки;
- обработка данных медицинских исследований;
- выявление статистически значимых различий в методиках лечения, действии лекарств и прочее;
- прогнозирование исхода лечения;
- исследования факторов, влияющих на выздоровление пациентов;
- выявление побочных эффектов;
- анализ выживаемости в одной и более группах пациентов.
Интерес к статистическим методам может быть вызван не только учеными-врачами. Аптечные сети вынуждены постоянно проводить маркетинговые исследования для поиска новых рынков сбыта, увеличения продаж лекарственных препаратов. Особенности бизнеса аптечных сетей – наличие огромного числа торговых точек с широким ассортиментом продуктов. Причем существенную долю прибыли могут приносить так называемые сопутствующие товары, а не медикаменты. Другая особенность аптечного бизнеса – наличие множества товаров-заменителей или аналогичных лекарственных препаратов. Многомерные статистические методы позволяют выявить наиболее прибыльные группы лекарств, сопутствующие им лекарства и оптимизировать предложение товаров в аптечной сети.
Основные задачи для аптечных сетей связаны с управлением данными, управлением запасами и управлением маркетингом:
- объединение данных по множеству торговых точек;
- оптимизация товарных запасов;
- выбор ассортимента лекарственных препаратов и сопутствующих парафармацевтических товаров;
- исследование рынка сбыта, сегментация потребителей.